А что если ли всемирная паутина не так уж нейтральна? Российский лидер, пожалуй, излишне упрощает ситуацию, но в целом верно представляет исторический контекст.
Atlantico: 24 апреля Владимир Путин заявил, что интернет изначально был проектом ЦРУ и сейчас продолжает развиваться как таковой. Насколько можно верить таким заявлениям?
Мишель Нестеренко: Заявление президента Путина в целом точно, если воспринимать понятие «ЦРУ» как обозначение всего американского военного истеблишмента. Чтобы лучше разобраться со всем этим, предлагаю совершить небольшой экскурс в историю развития информатики. Путь интернета начался в 1962 году в военных исследовательских лабораториях Пентагона. В 1969 году сеть объединила компьютеры научных сотрудников, которые занимались разработкой военных программ в четырех американских университетах. В 1974 году американские компании Tymnet и Compuserve применили протокол связи Х.25 для формирования международной сети по обмену коммерческими данными, в которой в 1979 году было отправлено первое электронное письмо. В 1977 году появление компьютера Apple II стало началом эры информатики. В 1979 году студенты американских университетов начали пользоваться ARPANET и создали первый новостной форум. В 1981 году свет увидел IBM PC, а в 1984 году — Apple Macintosh. И лишь в 1990 году созданный для военных целей ARPANET начал уступать место всемирной паутине и интернету, которым мы пользуемся в настоящий момент. После 2000 года интернет стал безраздельным лидером с сообществом из более 300 миллионов компьютеров, а у конкурирующей сети Х.25 не осталось никаких шансов.
ЦРУ как разведывательное ведомство американского правительства появилось в 1947 году и начало особенно активно развиваться после переезда в Лэнгли в 1961 году. В 1964 году (отчасти это было связано с растущими потребностями из-за войны во Вьетнаме) в ЦРУ начали активно набирать аналитиков в американских университетах с помощью небольших объявлений. Так было до самого окончания войны в 1975 году. АНБ создали в 1952 году по распоряжению президента Трумана, однако его существование было официально признано только в 1957 году. В 1975 году в АНБ признали, что занимаются систематическим перехватом информации по всем международным каналам связи, причем иногда даже для воздействия на ход международных переговоров с участием стран-союзниц! 1975 год — это начало компьютерной эры и эпоха активного развития военной сети ARPANET в американских университетах под контролем ЦРУ и АНБ. С этой точки зрения утверждение президента Путина вполне имеет смысл.
С 2005 года АНБ многократно расширило работу по распоряжению президента Буша. Сейчас доподлинно известно и документально подтверждено отчетами Белого дома и Конгресса, что АНБ наплевало на законы и конституцию США, когда в течение нескольких лет записывало практически все телефонные разговоры и переписку в интернете по всему миру. Все данные хранятся в недавно созданном огромном центре, который сейчас постоянно расширяется. В этой погоне за звание главного «большого брата» АНБ не оставляет шансов всем своим конкурентам, в том числе и ЦРУ, и доходит даже до сотрудничества с преступными кругами. Президент Обама не прислушался к единогласному мнению всех ведущих экспертов и американских предприятий и подтвердил эту миссию АНБ, проигнорировав сопутствующий ущерб для американского общества и промышленности.
- Почему Владимир Путин сделал такое заявление именно сейчас, на фоне NetMundial (проходящий в Сан-Паулу международный форум по управлению интернетом)? Пытается ли он подорвать доверие к США, чтобы избавиться от балласта в управлении интернетом?
- Американское правительство без конца критикует Китай и Россию за антидемократическое поведение, так как эти страны хотели бы контролировать интернет в собственных преступных целях, и в частности чтобы держать под надзором экстремистски настроенных оппозиционеров всех мастей. Но, по сути же, американское правительство руками своих агентств, ЦРУ, АНБ, и ФБР само установило слежку за подавляющим большинством граждан США и даже жителями других стран мира. Сегодня именно в Америке прекрасно видно, что ФБР и местная полиция пользуются собранной в сети информацией для притеснения граждан и правых и левых оппозиционных движений. В ФБР без зазрения совести нанимают хакеров, чтобы получить недоступную законными методами информацию.
В таких условиях президент Путин стремится привлечь внимание международного сообщества к тому факту, что бесконтрольный интернет может стать дестабилизирующим фактором для нашего сложного общества, как в социальном, так и экономическом плане. Интернет без присмотра — это настоящий рай для мафии, террористов, угрожающих маленьким детям педофилов и прочих преступников. Отказ от войны с киберпреступностью может в будущем стать роковым для современной экономики, потому что ни одно предприятие сегодня не может обойтись без интернета и электричества (а все электростанции, кстати, управляются по интернету). Поэтому, по мнению президента Путина, если в интернете не будет существовать рычагов безопасности, он будет служить интересам военной и промышленной гегемонии американцев в ущерб всему остальному миру.
- По словам вице-президента Google Винта Серфа (Vint Cerf), несмотря на особое положение США в интернете, они никак им не управляют. Кроме того, он считает чрезвычайно сложной задачей формирование системы управления интернетом, в которой удалось бы примирить императивы открытости и безопасности. Что вы об этом думаете?
- В Google совершенно правы, когда говорят, что никто, даже американское правительство, не может по-настоящему контролировать весь интернет. Однако вопрос не стоит о сохранении полной свободы при безопасности, потому что без безопасности вообще не будет никакой свободы, экономики, занятости… Не будет и Google. Появившаяся не так давно ошибка Heartbleed создала угрозу для существования всего интернета. В АНБ знали о ней больше двух лет, но ничего никому не сказали (даже американскому правительству), чтобы извлечь из ситуации максимальную выгоду. Вице-президент Google, безусловно, выражает ностальгию по прошлым годам, когда предприятия могли максимизировать прибыли, предлагая потребителями наполненные ошибками и уязвимостями продукты, которыми можно было воспользоваться в преступных целях.
- Каковы, по-вашему, будет развиваться ситуация после NetMundial?
- США уже заявили о нежелании заниматься управлением интернетом в будущем, что, в частности, касается деятельности присваивающей доменные имена организации ICANN. Остальные страны мира во главе с Китаем, Россией, Бразилией и Германией выступают за контроль над интернетом под эгидой Организации объединенных наций по модели уже существующих агентств ООН. В таких условиях каждый регион будет нести ответственность за безопасность сети в своей сфере влияния.
ОБ АВТОРЕ: Мишель Нестеренко — директор по научным исследованиям Французского центра разведывательных исследований.
Источник: InoSMI.ru